На торжественной части открытия выступили коллеги по цеху, искусствоведы и друзья. Слова любви и признания звучали весь вечер, закончившийся импровизированным концертом а-капелла: в стенах галереи «ЛЕС» звучали старинные русские песни. «Живопись навеяла», так объяснил свой порыв солист балета и любитель живописи, а в день открытия солист-исполнитель фольклора, Владимир Распопов. Валерий Павлович Новиков, искусствовед и куратор многочисленных московских выставок, равно восхищён как монументальными живописными панно Косульниковой, так и ювелирной графикой Владимира Петровича Матюхина. На выставке можно увидеть множество его графических работ. Уникальна представленная серия экслибрисов, первые заказы поступили от искусствоведов, что само по себе говорит об уровне работ Матюхина.
«И веют русскими поверьями её упругие шелка»
Искусствовед и арт-критик Илья Трофимов, по его словам, открыл для себя новое имя: Косульникова Алёна.
На выставке посетители увидят девять монументальных шёлковых панно Алёны, в том числе: диптихи «Тамань» и «Заброшенная деревня», огромные живописные полотна «Кижи», «Белое Рождество», «Переславль – Залесский», «Старый забор», «Брёвнышки» и множество работ на ша шёлке более скромных форматов. «Деревенская улочка», «Цвет снега и дерева», «Зима в Прибайкалье»…. и многие, многие другие. Поэтика деревянной архитектуры, деревенского быта, уклада – в работах Косульниковой.
«Просто душой отдыхаешь» та фраза, которую удивлённо выговаривает почти каждый посетитель выставки «Отец и дочь».
Читать далее
«Отец и дочь»
Две индивидуальности, два художника, в творчестве которых прослеживается очень схожее, и безусловно общее «композиционное дарование». Времена трансформируют мотивы, сюжеты, технологии исполнения (архетипичные своему времени работы Владимира Петровича могут смотреться через современный прищур, и оцениваться по разному), но общая генетика композиционного дарования очевидна. Тщательный детализированный вкус с одновременным монументальным видением и возможностью монументальной же мощной работы, пространственной и композиционно безупречной — как генеалогию таланта вот что бесспорно доказывает совместная экспозиция отца и дочери. И всё же — это две личности, два сугубо личных выбора во всём: от пристрастий к жанрам и материалам до тем и стилистики художественного языка.И тем более ослепительным и закономерным видится вдруг абсолютное их совпадение в композиционных решениях и сюжетах.
Произведения отца и дочери откликаются в зрителях разными чувствами: работы Владимира Матюхина вызывают восхищение композиционным замыслом и виртуозным воплощением его, хирургической «скальпельной» точностью штрих-рисунка, (почти штрих-кода, как в случаях замечательной серии экслибрисов, артистических миниатюрах, книжной графике). Алёнины шёлковые полотна откликаются нежностью, взволнованным переживанием цвета, особого пространства цветовых и пластических соотношений. Её работы как будто сопровождает особый аудиовизуальный эффект — музыка гармонического и особого построения пространства. Стилеобразование её — во многом и многом, от отца.
Выставка представляет графические произведения Владимира Петровича Матюхина. Творчески наиболее активные годы художника пришлись на 70-90-е, в рабочем строю он и сегодня. Матюхин совмещал, на первый взгляд, взаимоисключающие жанры: книжный график, иллюстратор, и монументалист, автор масштабнейших дизайнерских решений. Сочетать столь разное в едином времени: творить миры почти ювелирные, и колоссальные, удавалось художнику всегда в равной степени превосходно. Именно ему, от даты к дате, заказывали фирменные знаки юбилейных дат МОСХа коллеги (признание мастерства от соцеховиков, не самая ли высокая оценка?), а дизайн-проекты Матюхина выдерживали конкурсы и воплощались в решения, морально не устаревающие по сей день. И тем неожиданней в экспозиции нынешней выставки смотрятся акварели Владимира Петровича, столь созвучные нежным работам дочери. Произведения Косульниковой роспись по шёлку в разных техниках. Огромные шёлковые панно Алёны и множество работ иных форматов, также в экспозиции выставки.
В творениях отца и дочери не только искусствоведы, но и просто любители живописи находят не только профессиональный класс, но и особый вкусовой лад. В основе данного лада, безусловно, лежат традиции русской художественной школы, глубинное понимание и чувствование русского искусства, русского лубка, декоративных национальных принципов. Не случайно Алена Косульникова основным своим «университетом» называет Училище имени Калинина, которое, кстати, закончила с красным дипломом. Оттуда ли родом её «народный» декоративный импульс, или же буквально он «дан родом», по праву рождения в казачьем роду, в котором уже два человека стали художниками, и воспели всё то, что любилось и чувствовалось, всеми, но выразителями стали именно они, отец и дочь. Личная целостность художественного мира каждого, органичная смена одного творческого периода другим, с некой непрерывностью образного строя, приверженность каждого к «очень своему» пластическому языку общая симптоматика двух разных Мастеров одной семьи, художников с естественной и глубокой профессиональной эволюцией. И всё же, глядя на работы отца и дочери, становится как-то душевно ясно, что определённый вкус и угол зрения, самым непостижимым образом наследуются. На выставке Вы увидите уникальные по технике исполнения работы. Более половины из них будут представлены впервые.
Выставка галереи «ЛЕС» экспозицией «Отец и дочь» представляет родословие дара, генеалогию семьи, где талант шлифуется мастерством, где труд в искусстве всерьёз, с детства — и навсегда.