+7 915 457 05 05 КонтактыПартнёры

Аскеты — Гурманам

«Вода и берега»
«Поэтам он особо нужен —
высокий уровень воды… »

Вероника Тушнова

Первый экспозиционный год галереи «ЛЕС» Дома художников на Вавилова был завершён выставкой Надежды Крестининой и Игоря Камянова «Вода и берега». Надя и Игорь — известные московские художники с обширной российской и зарубежной выставочной историей. С 1990-го года координаты их вернисажей начинают совпадать, выставки становятся парными, — тогда они объединились не только в творческий, но и супружеский дуэт. Художники работают в стиле, который точнее всего отражает сложносочинённое слово «пост-постимпрессионизм». Живопись Крестининой предметная, но, тем не менее, не имеющая никакого отношения к реалистической. Работы Камянова диалектичны, мыслительны, притягательны только ему присущим ощущением пространства…. пограничий с иными пространствами.

«Аскеты – Гурманам»

И Крестинина, и Камянов — изысканные колористы, «композиторы» цвета. Увиденные работы надолго остаются перед мысленным взором — и наслаждение чувствовать их и длить в памяти. «Колористический аскетизм», — вот что укоренилось о Камянове, — да, аскетизм, — но как эта тоновая цветовая система, сотканная из молочных дымок, сумеречных оттенков и сизых переливов — даёт такой пир для глаз, такое тонкое, гурманное изобилие? Погружённость в эмоцию цвета, очарованность цветом, созвучиями цвета,- вот Камянов. Почти конструктивистское построение, холодная философия и нежная лирика единовременно — вот Камянов. Всегда ясная структура, лаконичная композиция, и призрачность, размытость цвета, — оперирование не отдельным цветом, а цветовыми, световыми тональностями… Ритм, ритм, ритм, — опять он! Не случайно даже пейзажи камяновские оставляют архитектурное впечатление.

Личная концепция пространства, на которой он настаивает… композиционные задачи могут показаться монотонными только не содержательному зрителю, — в художнике, что называется, «тоска» по идеалу, и поиск его — поиск перфекциониста.

Ахматова о стихах Пастернака заметила, что в них — всё случается до шестого дня творения. Там уже есть — леса, воздух, пространство, — но нет людей. Картины Игоря схоже «не заселены», и думается, что это тоже проявление крайнего перфекционизма — до очевидной его «надмирности». Формулировка Аннинского о поэзии Пастернака вполне применима к живописи Камянова: « мир заполнен материей и энергией до такой степени, что человек с его масштабами как бы исчезает в этом потоке». И совсем другое у Надежды…

Работы Крестининой… фрагменты и кадры целостного мира, все о вечном и все – фрагменты вечного. Демонстрируют высочайший уровень графической и живописной культуры, но притягательны опять же,(как и работы мужа), — вопросами философии, личной философии художника Надежды Крестининой. Производят глубокое, духовное впечатление. Думается, происходит это во многом благодаря одному её совершенно уникальному качеству: подобный её творческой особенности эффект в литературе Дмитрий Лихачёв называл «разрастанием метафоры». Движение человека ли, голубя, собаки на её полотнах — проходит путь от предметного значения до обобщающей метафоры — и всегда, всегда далее, — до масштаба целого мира. Бытует искусствоведческое суждение, что Крестинина по сравнению с Камяновым живописно более непосредственна и иррациональна (как и пристало женщине). Гендерная разность этакая. Но работы Крестининой, пластически экспрессивные и «богатые» в цветовом, световом отношении, — очень даже жестки и выразительны по смыслу. Они — зачастую носители горьковатого юмора и смысла, дамам не свойственного. Смотрящему и, самое главное, — увидевшему картины Надежды с самыми незамысловатыми сюжетами, совершенно неожиданно ,- но всякий раз, приходиться эмоционально, душевно, тратиться на сопричастность. Линялый фон, как бы намёк на фигуру старухи в белом платке… всё, щемит сердце мгновенно. Её работы «переживаются», — это ли не главное?

Внутренний мир философов, миросозерцателей…

«Река и берега» — эхо над водой, движение, бесконечность движения, — и особость форм, весь этот текучий мир обнимающих. Безусловно, если проводить аналогии, Крестинина и Камянов — аристократы от живописи, и адресованы они собирателям столь же вкусово аристократичным. Надежда и Игорь обречены на духовное делание, духовную работу, — следовательно, на новые горизонты, эволюцию, обречены на профессиональное развитие. Почему? Потому что они образец редкого дуэта максималистов в искусстве, бескомпромиссных в оценках себя и друг друга. Такого рода парность — высочайшей пробы, залог творческого роста, — и условие повседневных трудностей и преодолений, конечно же….

Лариса Мещерякова, куратор выставки «Вода и берега»

О названии выставки «Вода и Берега»:

- речь вовсе не о жесткой, дежурной оппозиции женское — мужское, эмоциональное — рациональное, субстанция — структура, движение – неподвижность, (река – берег).
…Это неспешное путешествие, смена состояний, перетекание из цвета в цвет, из мотива в мотив…
Как летним полднем, сидя в лодке и свесив ноги в воду, в этом сиянии и журчании, уже не понимаешь – где тут лодка, где ты, где вода, а где берега…
…в летнюю воду Крестининой глядятся заснеженные леса Камянова.